Новая редакция Оперативно-розыскного закона России:
Открытый проект.
Науч.-справ. пособие / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. — М., 2004. — 32 с. [о]
Уважаемые подписчики и читатели журнала «Оперативник (сыщик)»!
В первом бесплатном приложении к нашему журналу мы публикуем новую редакцию (проект) федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», разработанный в редакции нашего журнала.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» есть действующий в Российской Федерации оперативно-розыскной закон, т.е. комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и специальных служб России, связанных с оперативно-розыскной деятельностью (в частности, в контрразведывательной).
Этот Федеральный закон принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г. Подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. (№ 144-ФЗ). Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи.
Этот законодательный акт выступает в качестве ядра оперативно-розыскного законодательства; значительная часть его норм относится к оперативно-розыскному и уголовно-сыскному праву .
Кроме того, нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» образуют системообразующий нормативный правовой массив для дальнейшего кодификационного процесса в области оперативно-розыскной деятельности и в целом сыскной деятельности и разработки соответствующего кодекса.
Наконец, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» играет важную роль в правоприменительной практике современной России. Он является практическим руководством не только для оперативного состава восьми российских оперативно-розыскных органов (органы внутренних дел, ФСБ России и др.), но и для следователей и дознавателей, судей и прокуроров. Не забывают сослаться на него, в случае необходимости, адвокаты и другие, заинтересованные в объективности уголовного судопроизводстве лица.
Несмотря на свою значимость, текст Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», содержит излишне многое число бланкетных юридических норм, ряд декларативных и просто некачественных предписаний, справедливо подвергающихся критике со стороны ученых и практиков, а отдельные его нормы устарели в связи с многочисленными изменениями современных правил воздействия на преступность. Нельзя также сказать, что отличительной чертой Закона является стабильность. За девять лет его применения в него девять раз вносились изменения и дополнения (см. приложение).
Публикуемый законопроект «Об оперативно-розыскной деятельности» (по сути, новая редакция действующего Закона) есть попытка оказания посильной помощи межведомственной группе специалистов, которая трудится над разработкой очередного законопроекта .
Насколько нам известно, первичный вариант изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» уже подготовлен. Однако редакция не может его опубликовать без соответствующего разрешения. Вместе с тем ясно, что позиция разработчиков невольно будет отражать, в той или иной мере, сугубо ведомственные интересы, порой не учитывающие научные рекомендации и оперативно-розыскную практику в целом (прежде всего непродуктивно то, что во внутриведомственном законопроекте в должной мере не учитываются интересы так называемых защищаемых лиц, то есть тех, кого оперативно-розыскные органы обязаны защищать от преступных посягательств).
Именно с учетом этого автор позволил себе подвергнуть первичной редакционной правке текст действующего оперативно-розыскного закона. При этом, с одной стороны, он старался не затронуть сути положительных «старых» правил, а с другой — по возможности изъять из текста Закона оставшиеся «мертвые» или дублирующие друг друга нормативные предписания, уточнить структуру Закона в целом и его отдельных статей, унифицировать использованную в нем терминологию, облегчить его применение на практике (для чего были пронумерованы все структурные элементы проекта закона), а также убрать имеющиеся, к сожалению, огрехи в технике законотворчества.
Надеемся, что эта редакционная работа окажется полезной для дальнейшей доработки качественного проекта основного законодательного акта в области оперативно-розыскной деятельности.
Мы напоминаем, что одним из требований эффективного демократического законотворчества является гласное, как можно более широкое обсуждение законопроектов. В сфере правового регулирования оперативно-розыскной деятельности это требование как нельзя более актуально. Ведь многие правила сыска, с одной стороны, распространяются на достаточно широкий круг лиц (одних только оперативников в стране насчитывается около 1 млн человек!), а с другой — затрагивают так или иначе конституционные права человека и гражданина. Именно поэтому редакция открыто публикует очередной законопроект с изменениями и дополнениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Надеемся, что предстоящие изменения в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» не оставят равнодушными ни правоприменителей, ни научных работников.
Ваши пожелания, критические замечания и рекомендации по совершенствованию оперативно-розыскного закона будут нами с благодарностью приняты и опубликованы на страницах нашего журнала и в специальных приложениях к нему.
Пособие предназначено для читателей журнала «О(сы)», научных работников в области оперативно-розыскной деятельности, уголовного права и уголовно-исполнительного права, уголовного процесса и криминалистики, представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, оперативников российских оперативно-розыскных органов и других практических работников, а также аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических высших образовательных учреждений.
А. Ю. Шумилов,
главный редактор журнала «Оперативник (сыщик)»,
доктор юридических наук, профессор